wpthemepostegraund

Крещение Господне или Иорданский Сочельник

«В Евангелии есть золотое правило: не делай людям того, чего не хочешь себе и относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Крещение — это напоминание о том, что этот подход можно воплощать в жизнь», — говорит « УМ »богослов, клирик киевского храма Преображения протоиерей Андрей Дудченко. В этот день каждый верующий может задуматься над своей идентичностью: в чем проявляется его христианская позиция, почему он считает себя последователем Христа?

Голуби и красный крест

Утром на Крещение, после праздничной службы в церкви, прихожане идут крестным ходом к реке или ставка с зажженными «Троица». Это трехсвечник или просто три свечи, украшенные пахучим зельем и барвинком.Накануне мужчины выпиливают в крутой кризисе прорубь в виде креста, а сам ледяной крест устанавливают рядом. В Центральной и Восточной Украине такого креста обычно поливают свекольным квасом — был красный. Порой его украшают барвинком и сосновыми ветвями. Над крестообразно прорубью совершается молебен. Священник святит воду: трижды погружает крест, а также зажжен трехсвечник к проруби.

Во время этого иорданского богослужение под открытым небом, по традиции, выпускают голубей, украшенных лентами из цветной бумаги. Они символизируют Святой Дух, который во время крещения сошел с небес на Христа в образе голубя. Также стреляют из ружей. Смельчаки купаются в ледяной воде, чтобы весь год быть здоровыми. Причем еще никто не жаловался на простуду после Крещенского «моржевание».

По традиции, на Крещение молодежь гуляет на льду: катается на коньках, устраивает на катке карусели.

В этот день приветствуются так: «Христос хрищаеться!» И отвечают: «В реке Иордане». Поют иорданских песен — возле церкви, а также дома. Ватаги колядников (колядовать можно вплоть до Крещения) обходят дома, иорданскими песнями приветствуя народ с праздником.

Богоявления и Крещение

Праздник называется Богоявлением, ведь людям явился Господь в полноте: Отец, Сын и Дух Святой. Так Бог явил народу свою троичность. Второе название праздника — Крещение Господне. Его совершил Иоанн Предтеча, поэтому назван Крестителем. В этот день Спаситель всенародно начал свое служение для освобождения мира.

Когда Иисусу исполнилось 30 лет и пора ему идти с наукой к людям, он из Галилеи пришел к реке Иордан. Там Иоанн Креститель уже долгое время призывал людей покаяться и очиститься через крещение. На вопрос фарисеев «Кто ты такой?” Он ответил: «Я голос, зовущий в пустыне:« исправьте путь Господу ». Поэтому и назван Предтечей — это пророк, посланный проповедовать среди людей покаяния. В знак того, что они признают свои ошибки и огрехи и просят у Бога прощения, он крестил их — погружал в воды Иордана.

Иван, увидев Иисуса, сказал людям: «Вот Агнец Божий, на себя грех мира». Когда Иисус вышел из воды, небо над ним раскрылось и Иван увидел Духа Божия, Который сходил над Христом, как голубь. И глас с неба: «Это — сын мой любимый, который я полюбил». Предтеча все же недоумевал: зачем Христос пришел к иорданских вод — у него же, безгрешного, нечего было смывать. Он отговаривал его: «Ты приходишь ко мне?Это я креститься от тебя ». Впрочем Иисус крестился, как обычный человек. Это было нужно, «потому принадлежало исполнить всю правду».

«Христос не нуждался крещение на прощение и отпущение грехов, как люди, которые приходили к Ивану.Напротив, он освятил всю природу, все творение тем, что погрузился в воды, которые в Ветхом Завете знаменовали собой греховную бездну », — говорит настоятель церкви св. Михаила в Музее народной архитектуры и быта в Пирогово отец Андрей Власенко. Он отмечает, что у людей крещения не такое, каким было во Христа. Это преодоление первородного греха. Это смывания грехов с человека. И это только начало нашего духовного пути.

Протоиерей Андрей Дудченко напоминает, что в этот день празднуется воплощение Бога. И тем, что Бог воплотился, Он приносит исцеление всей твари. В своем лице он обновил материю, лишил ее тех повреждений и искажений, которых предоставил человеческой природе первородный грех Адама и Евы. Ведь через грех человека был нанесен ущерб всему творению. «Мы видим, особенно в последнем столетии, как человек через греховное, потребительское отношение к природе, к миру, уничтожает окружающую среду», — отмечает священник. В отличие от этого Христос, Богочеловек, приносит исцеление человеку и через нее — всему творению. Впрочем, не все согласны принять этот Божий дар. «Это уже вопрос ответственности, — продолжает протоиерей. - Бог не нарушает свободы человека. Человек выбирает сама — на чьей она стороне: Бога или самого себя — своего потребительства, страстей. В эти праздничные дни стоит вспомнить о своем крещении.Многие из нас были крещены в таком возрасте, что не помнят этого события. И стоит напоминать своей осведомленности о свое христианское призвание и обеты, которые приносили мы или наши крестные родители нас. Это очень полезно. В крещении мы обещаем быть верными Христу. И это значит, что Царство Божие может стать нашими буднями, а не ожиданием, что «когда-то оно наступит».

Водичка-йорданичка

«Иоанн крестил людей в знак покаяния, — рассказывает протоиерей Андрей Дудченко. - Человек, который погружалась в воды Иордана, признавала свои грехи, и вода омывала их. Но Иисус входит в те воды, которые омыли перед тем тысячи людей и которые символизировали всю эту нашу греховность. Ибо если вода омывает — всю грязь остается в ней. И туда входит Христос, Он должен оказаться внутри этого греха, чтобы уничтожить его. Сходя воды, которыми был омыт грех человеческий, Он очищает их и освящает. И приносит исцеление нам и всему творению ».

«Церковь учит и считает, что во время Ордана освящаются все воды, во всем мире. Церковь очень советует всем христианам дважды в год приносить в дома святую воду. Окроплять дома, самим пить водичку на освящение всего нашего существа и всего бытия, — говорит отец Андрей Власенко. - Впрочем главное наше освящение — это единение с Христом в таинствах церковных, в причастии. А водичку пьем как напоминание, как символ чистоты ».

Отец рассказывает, что в Греции первого числа каждого месяца церковь осуществляет чин освящения, хотя и не такой большой, как на Богоявление. В украинской церкви святят воду на Сретение, на Преображение, храмовые праздники, святят и колодцы. В память о великом событии в день Крещения Господня священники освящают воду и в храмах, и на озерах, и на реках. По легенде, в полночь с 18 на 19 января каждая река становится как бы Иордана, вода начинает волноваться и приобретает целебные свойства, так что способна потом весь год исцелять душевные и телесные немощи людей.

Святую воду на Крещение приносят домой в посуде, украшенные бессмертниками или сухими васильками.Все пьют водичку и садятся обедать. После обеда девушки умываются из посуды, в котором святили воду, — чтобы всегда быть красивыми.

СТОИТ ЗНАТЬ

Когда начали праздновать Крещение

Праздник Богоявления было установлено во второй половине II века, сначала его отмечали одновременно с Рождеством. Только в IV веке Рождество стало самостоятельным праздником.

О Крещении впервые упоминают в Ипатьевской летописи 1114. По народной традиции, оно еще называется Крещением, Иордана, Орданню.

ТРАДИЦИИ

Иорданский Сочельник

Вечер накануне Крещения напоминает рождественский Сочельник. В течение дня до ужина постятся или же вовсе ничего не едят. Перед ужином идут в церковь, возвращаются с освященной водой. Хозяин кропит ею помещение с семейством и, у кого есть, также хлева со скотом и кладовую. Глава семьи, по традиции, рисует кресты мелом на всех своих зданиях и окуривает свои пожитки ладаном и ароматным зельем. Садятся ужинать с появлением вечерней зари.

Готовят такие же постные блюда, как и на Богатую кутью, но выбор скромнее: кутья, узвар и три-четыре блюда из фруктов и овощей. Например, капуста с грибами, вареники с фасолью, гречневые блины на масле, кисель.

После ужина выносят Дидуха во двор и, если есть возможность, сжигают. Гуцулы этот вечер решают овсяный сноп, занесен в дом еще в начале святок. Из него делают перевесла, которыми хозяин обвязывает каждое плодовое дерево в саду, чтобы рожали так обильно, как овес.

На Подолье и на Гуцульщине в канун Богоявления щедрують.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.